ЦНИИчермет им. И.П. Бардина - о перенаправлении российской стали на Восток: на какие рынки могут рассчитывать металлурги после эмбарго со стороны ЕС
Новых сложностей не появилось, они были известны изначально. Санкционные последствия ведущейся «коллективным Западом» против России экономической войны влекут дестабилизацию товарного рынка не через накопившиеся диспропорции, а посредством внешнего, не связанного с экономикой фактора. Помимо 27 стран Евросоюза, к категории «недружественных» относится еще 21 государство. «Недружественные» государства вводят системные ограничения на поставку широкого ассортимента товаров, исходя не из экономической, а исключительно из политической конъюнктуры. В результате воздействия санкций требующий переориентации российский экспорт черных металлов оценивается в размере 7 млн тонн, что составляет около 20% от совокупного экспорта российской металлопродукции.
Сохранение экспорта в другие сектора внешнего рынка для российской металлургии стал проблемным, но не критичным, так как имеются возможности его наращивания в результате оптимизации логистики и ряда мер государственного регулирования.
Российские компании рассматривают возможность переориентации экспорта в том числе в азиатские страны. Проблема связана с разрывом старых контрактов и временным лагом начала поступления металла по новым соглашениям.
Как в России, так и в ЕС возникла необходимость диверсификации рынка черных металлов. Выпадающий импорт потребители Евросоюза стремятся заменить поставками от других производителей, допуская связанный с изменением транспортных издержек рост цен.
Наращивание экспорта в Азиатско-Тихоокеанском регионе сопряжено со сложностями, связанными с сосредоточением в регионе крупнейших мировых производителей продукции из черных металлов. Потребители ЕС предполагают заместить выпадающий российский и украинский импорт поставками из Индии, Индонезии и Китая. Уровень загрузки производственных мощностей на металлургических предприятиях в Азии оказывает существенное влияние на формирование цен черных металлов в западноевропейском сегменте мирового рынка. Сокращающийся китайский экспорт компенсируется поставками из Японии и Турции.
Тем не менее неизбежное удорожание логистики и более низкий, по сравнению с Западной Европой, уровень цен на азиатском рынке снижают рентабельность российского экспорта.
Динамика объемов импортных поставок полуфабрикатов, прутков, проволоки, фасонного и широкоформатного горячекатаного плоского проката в регионы Юго-Восточной Азии, Китай, Корею и Японию показывает масштабы рынков и тенденции последних лет. Уверенно растут или показывают тенденцию к росту импортные рынки слябов и квадратной заготовки, прутков и арматуры, проволоки. Объемы импорта фасонного проката и плоского широкоформатного листа снижаются третий год подряд, при этом горячекатаный лист из прочих легированных сталей показал значительный рост в 2021 году.
Указанные обстоятельства позволяют рассмотреть дальневосточный регион как один из перспективных рынков для переориентации экспортных потоков российской металлопродукции:
- Рынки слябов и квадратной заготовки (коды ТН ВЭД 720711, 720712, 720720): Китай (11,9 млн т), Индонезия (3,2 млн т), Таиланд (3,1 млн т), Филиппины (2,4 млн т), Республика Корея (1,5 млн т). Суммарно 22 млн т. Данная товарная ниша показывает устойчивую тенденцию к росту;
- Широкоформатный горячекатаный плоский прокат из углеродистых и прочих легированных марок стали (группы кодов ТН ВЭД 7208 и 7225) шириной свыше 600 мм на территорию стран ЮВА, Китая, Кореи, Японии составил в 2021 г. 30,8 млн т. Стоит отметить значительный рост импортных поставок горячекатаного листа из прочих легированных сталей (ТН ВЭД 7225) в 2021 г. на +41% к аппг, суммарный объем импорта которого составил 10 млн т. Основные импортеры – Вьетнам (28%), Республика Корея (15%), Китай (16%), Таиланд (17%). Конкуренция в данной товарной нише на рассматриваемом рынке значительно выше, чем по заготовке;
- Товарная ниша прутков и арматуры (группы кодов ТН ВЭД 7213, 7214) стабильно растет, так, рост импорта в рассматриваемые страны составил с 6,1 млн т в 2019 г. до 9,2 млн т в 2021 г. (+ 52 %). Основные страны-импортеры в данном регионе - Китай (50%), Республика Корея (18%), Таиланд (10%);
- Товарная ниша проволоки из железа или нелегированной стали (код ТН ВЭД 7217) составляет порядка 1 млн т в год. Основные страны-импортеры в данном регионе: Таиланд (19%), Республика Корея (18%), Япония (16%), Вьетнам (15%).
Таким образом, возможности для увеличения экспортных поставок в восточном направлении (65 млн т) значительно превышают указанный в проекте Стратегии требующий переориентации российский экспорт черных металлов в размере 7 млн тонн. При этом необходимо учитывать высокий уровень конкуренции на рынках указанных стран, высокую степень их торговой защиты, а также рост логистических затрат.
Как и в газовой отрасли, в российской металлургии актуализируется задача структурной перестройки рынка черных металлов.
Спрос внутреннего рынка на черные металлы обеспечивается в основном за счет отечественного производства и импорт требует решения в достаточно узкой номенклатуре продукции. Доля импорта в спросе внутреннего рынка составляла по плоскому горячекатаному прокату - 10%, готовому прокату - 8%, стальных труб - 3,5%.
Большой резерв роста внутреннего потребления и переориентации экспортных поставок заложен в программах развития регионов, и прежде всего Дальневосточного. Также еще только предстоит оценить потребности в металле для восстановления новых регионов Российской Федерации, вошедших в состав страны 4 октября 2022 года.